Школа искусств "Дерево"
Хореографическая студия
Сообщество ОЦ "Дерево"
Группа ШИ
"Дерево"
YouTube
Telegram
Taplink
Наши партнёры
Лицензии
Тема сегодняшней беседы: педагогическая ситуация, с которой время от времени сталкиваются родители и педагоги - сопротивление сотрудничеству.
Что же такое сопротивление? Это любое непослушание, которое проявляет ребенок: от спокойного игнорирования нашей просьбы, до откровенно агрессивного поведения в ответ на нашу просьбу или команду.
Может показаться удивительным, но в гуманной педагогике сопротивление приветствуется. Почему? Сопротивление в любой доступной ребенку форме – это способ выразить свое мнение, позицию, желание и т.д. Ребенку пока не доступны более зрелые формы выражения своего мнения: не хватает опыта, словарного запаса, нет других моделей, не развито умение управлять своими эмоциями и поведением. Сопротивляясь, малыш посылает нам сообщение: «Моя потребность неудовлетворенна, я недоволен, я с вами несогласен, мне плохо, услышьте меня»!
Мы, взрослые, хотим, чтобы дети слышали нас и выполняли наши просьбы. Точно так же детям важно, чтобы мы прислушивались к ним. Для того чтобы в ребенке пробудился дух сотрудничества, ему необходимо снова и снова убеждаться в том, что мы, взрослые, с уважением относимся к его чувствам, желаниям и интересам, что мы прислушиваемся к нему так же, как и он к нам. Позволяя малышу сопротивляться, мы пытаемся понять, какая неудовлетворенная потребность стоит за этим сопротивлением, договариваемся с ним о возможности удовлетворения этой потребности, и в конечном итоге, пробуждаем у него желание сотрудничать.
Сопротивление приветствуется еще и потому, что посредством проявляющегося время от времени сопротивления у ребенка формируется ясное и сильное чувство «Я». Кто я? Какой я? Чем я отличаюсь от других? Как далеко распространяется моя свобода? Чего я хочу? Что мне нравится и не нравится? Что делает меня счастливым? Чем я сейчас недоволен? Сопротивляясь, ребенок находиться в контакте со своим внутренним миром, чувствами, желаниями, потребностями. Если мы запретим малышу в доступной ему форме проявлять протест и заставим слушаться, то он потеряет контакт с собой, и ради безопасности будет ориентироваться не на свои потребности, а на желания взрослых.
Сопротивляясь, дети пытаются, во что бы это ни стало, добиться своего. В конечном счете, это приводит к тому, что у маленьких мальчиков и девочек развивается сильная воля. А сила воли – это фактор, который может определять их победы или неудачи в жизни. Если с детства не готовить детей преодолевать неизбежные трудности, они вырастают слабовольными.
Конечно, малыш чаще всего просто хочет убрать препятствия, стоящие у него на пути, то есть дать себе свободу за счет других. Для этого он пускает в ход весь имеющийся у него арсенал: слезы, крик, истерику и агрессивные действия. Взрослому очень важно в этот момент проявить терпение и позитивно направить «юного бунтаря» в нужное русло: послушать и понять причину его недовольства, выяснить, чего он хочет, объяснить свою позицию и договориться. Если каждый раз конфликт будет разрешаться с учетом интересов обоих партнеров, то ребенок постепенно научится с уважением относиться к себе и другим людям.
Итак, мы выяснили, что сопротивление играет важную роль в становлении личности. И коль мы приветствуем сопротивление, наша задача научиться понимать его причину для того, чтобы снижать накал сопротивления и договариваться с ребенком.
Второй шаг побуждения детей к сотрудничеству – слушаем и понимаем, что стоит за сопротивлением. Психологи пришли к выводу: чтобы дети захотели отпустить сопротивление, ощутив внутреннее желание сотрудничать, необходимо, чтобы взрослые удовлетворили их потребность в понимании, структуре, ритме и направлении. Эти четыре потребности важны для всех детей. Однако в зависимости от темперамента ребенка одна или две потребности могут быть важнее остальных. Существует четыре типа детского темперамента: сенситивный, активный, воспринимающий и реагирующий. У ребенка может быть один темперамент, но ярко выраженный или два и более - но менее выраженных. Количество вариаций бесконечно, поэтому все дети уникальны и требуют различного подхода.
Сенситивные дети – уязвимы и чувствительны. Они более впечатлительны и эмоциональный след от события у них длится дольше. Для того, чтобы приспособиться к какой-то ситуации или привыкнуть к новому человеку, им необходимо понять, какие чувства эта ситуация и этот человек у них вызывают. Когда они осознают свои чувства, то охотнее идут на какие-то перемены. Сенситивные детки часто жалуются, это часть их натуры. Дело в том, что чувства переполняют их и поэтому им необходимо поделиться со своими переживаниями с кем-нибудь. Понимание нужно всем детям, но сенситивным оно нужно больше, чем другим. Встречая понимание со стороны взрослых, эти дети легче отпускают свое сопротивление.
Активных детей меньше всего заботят чувства и переживания. Их гораздо больше интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они в первую очередь стремятся действовать и добиваться результатов. Эти детки непрестанно хотят двигаться вперед, лидировать, и делать все по-своему. Им необходима структура деятельности, иначе они легко выходят из-под родительского контроля. Что такое структура? Это знание и понимание плана действий, правил, и определение лидера. Практически везде, где бы мы не находились, наша жизнь регулируется правилами. И если мы заранее не договоримся с активным малышом о необходимых ограничениях, он сразу же установит свои правила и порядок, и будет действовать по своему усмотрению, не беря во внимание интересы других людей. С таким ребенком проще заранее договориться, чем потом останавливать его в процессе деятельности. Естественно такие сильные дети чаще будут сопротивляться взрослому, который проявляет слабость и нерешительность, не умеет договариваться заранее и контролировать выполнение договора.
Дети реагирующего темперамента общительны, дружелюбны, ветрены и непостоянны. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить им жизнь. Эти дети любят перемены, но сопротивляются необходимости на чем-то сосредоточиться. Они постоянно отвлекаются и поэтому им необходимо, чтобы их терпеливо направляли к той или иной деятельности. Они в меньшей степени нуждаются в понимании и в структуре и в большей степени — в отвлечении и направлении. Стоит отвлечь такого ребенка чем-то интересным, и в нем сразу просыпается та сторона его существа, которая готова к сотрудничеству
Дети воспринимающего темперамента больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, чего ожидать от будущего, чтобы успеть переключиться, настроиться и подготовиться. Им требуется больше времени, чем остальным детям, на любую деятельность, но они непременно выполняют ее как следует. Новые ситуации, когда дети не знают, что произойдет, вызывают у них сопротивление. Необходимость быстро принимать решение может привести к отказу от сотрудничества. Этим деткам очень важен режим, повторяемость и ритм.
Конечно, в рамках нашей беседы нет возможности рассказать все, что необходимо знать, о причинах сопротивления ребенка и способах преодоления этого сопротивления. Более полную информацию можно получит на консультации психолога.
А в следующий раз мы поговорим о способах позитивного мотивирования детей, а так же о важности и необходимости этого процесса.